Мониторинг здоровьесозидающей образовательной среды

Федеральные государственные стандарты (ФГОС) впервые определяют такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования. В соответствии с требованиями ФГОС данные образовательные результаты должны получаться и использоваться в виде результатов неперсонифицированных (анонимных) мониторинговых исследований особенностей развития и состояния здоровья учащихся. Предметом оценки становится эффективность деятельности школы по решению проблемы здоровья учащихся. Поэтому мониторинг здоровья рассматривается как необходимый компонент общего образования: 1) как инструмент оценки качества образования в области влияния его на здоровье; 2) как средство самоанализа, побуждающее школьников и их родителей заботиться о здоровье.

Единых подходов к созданию такого мониторинга в настоящее время не существует, хотя в рамках многолетних медицинских, гигиенических, валеологических исследований наработан значительный опыт различных мониторингов здоровья в системе образования.

В рамках НИР СПб АППО с 2001 года разрабатывается мониторинг здоровьесозидающей образовательной среды – система, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием здоровьесозидающей среды школы и прогнозирование ее развития на основе единой базы данных. В основе системы индикаторов мониторинга понимание образовательной среды школы как совокупности условий, оказывающих влияние на здоровье и адаптивность школьника. Дидактический материал мониторинга позволяет рассматривать в качестве субъектов мониторинга учащихся разных ступеней образования (2, 6, 11 классы), класс, педагогический коллектив, образовательную среду школы в целом.

В рамках научной работы СПб АППО создана система мониторинга, которая дает возможность детального исследования здоровьесозидающего потенциала образовательной среды школы и ее дальнейшей оптимизации на основе результатов мониторинга.

В настоящее время мониторинг реализуется в рамках научно-исследовательской работы СПб АППО по государственному заданию Комитета по образованию СПб.

 

Информация для этой статьи взята с сайта http://szou.webmerit.ru/mo.html